Розарий (религия)

1

Розарий (лат. rosarium «венок из роз») — традиционные католические чётки, а также молитва, читаемая по этим чёткам.

История

Первые упоминания об использовании схожих с Розарием молитв по чёткам в христианских монастырях относятся к IX веку. Первоначально по 150 бусинам розария читались 150 псалмов Псалтири, и лишь впоследствии круг был разбит на десятки, разделённые большими бусинами, и вместо псалмов по нему читались Отче наш и Аве Мария. Современный вид чётки приобрели в XIII веке. Католическая традиция официально связывает их появление с явлением Девы Марии святому Доминику в 1214 году. Особую роль в распространении молитвы Розария сыграл орден доминиканцев в XV веке. Именно с этой молитвой традиция связывает победу католической Европы над турками при Лепанто, в память о которой был установлен праздник Девы Марии — Царицы Розария (7 октября). По католическому учению Дева Мария в своих явлениях в Лурде (1858 год) и Фатиме (1917 год) подтвердила необходимость чтения Розария. После того, как Католическая церковь признала Фатимские явления Девы Марии, Розарий был дополнен Фатимской молитвой. В 2002 году Иоанн Павел II добавил к имеющимся трём группам тайн ещё одни — светлые (см. ниже), не обязательные, но рекомендованные.

Описание

Классические чётки для Розария состоят из заключённых в кольцо пяти наборов из десяти малых бусин и одной большой, а также трёх малых, одной большой бусины, распятия (креста) и медальона. Существуют также другие, менее распространённые разновидности.

Молитва Розария, читаемая по чёткам, представляет собой чередование молитв Отче наш, Радуйся, Мария и Слава, которым должны сопутствовать размышления о тайнах, соответствующих определённым евангельским событиям.

Виды тайн

Существует четыре вида тайн:

  • Радостные (лат. Mysteria Gaudiosa), в которых размышляется о тайне Божией любви
    • Благовещение Божией Матери (Лк. 1, 26–38)
    • Посещение Девой Марией святой Елисаветы (Лк. 1, 39–56)
    • Рождение Иисуса Христа (Лк. 2, 1–21)
    • Сретение Господне (Лк. 2, 22–40)
    • Обретение Отрока Иисуса в Иерусалимском храме (Лк. 2, 41–52)
  • Светлые (лат. Mysteria Luminosa), в которых размышляется о публичной деятельности Христа
    • Крещение Иисуса в Иордане (Мф. 3, 13–17; Мк. 1, 9–11; Лк. 3, 21, 22)
    • Откровение Господа Иисуса о Себе Самом на брачном пиру в Кане (Ин. 2, 1–12)
    • Возвещение Царствия Божия и призыв к обращению (Мк. 1, 15)
    • Преображение на горе Фавор (Мф. 17, 1–8; Мк. 9, 2–8; Лк. 9, 28–36)
    • Установление Евхаристии (Мф. 26, 26–29; Мк. 14, 22–25; Лк. 22, 14–20)
  • Скорбные (лат. Mysteria Dolorosa), в которых размышляется о тайне Иисуса Христа, которая совершилась через распятие
    • Предсмертное борение в Гефсиманском саду (Мф. 26, 36–46; Мк. 14, 32–42; Лк. 22, 39–46)
    • Бичевание Иисуса Христа (Мф. 27, 24–26; Мк. 15, 6–15; Ин. 19, 1)
    • Увенчание терниями (Мф. 27, 27–31; Мк. 15, 16–20; Ин. 19, 2, 3)
    • Крестный путь (Мф. 27, 32–44; Мк. 15:21–32; Лк. 23, 26–43; Ин. 19, 16–27)
    • Смерть на кресте (Мф. 27, 45–56; Мк. 15, 33–41; Лк. 23, 44–49; Ин. 19, 28–37)
  • Славные (лат. Mysteria Gloriosa), в которых прославляется Христос, через которого и вместе с которым христиане стремятся к вечной жизни
    • Воскресение Иисуса Христа (Мф. 28, 1–10; Лк. 24, 1–12; Ин. 20, 1–10)
    • Вознесение Христа (Лк. 24, 50–53)
    • Сошествие Святого Духа на Апостолов (Деян. 2, 1–13)
    • Успение Пресвятой Богородицы
    • Увенчание Девы Марии небесной славой (Откр. 12, 1)

Каждый вид включает в себя по 5 тайн, таким образом, один круг Розария позволяет размышлять об одном виде тайн. Полный Розарий, включающий в себя все 4 вида тайн, состоит, следовательно, из 4 кругов.

Католики-традиционалисты читают Розарий без светлых тайн, добавленных Иоанном Павлом II. Полный Розарий без светлых тайн состоит, таким образом, из трёх кругов (150 «Ave Maria», символизирующие 150 псалмов).

Рекомендуемый порядок чтения тайн

Розарий можно читать не полностью, а по одному виду тайн в день. Исторически сложился следующий порядок чтения тайн:

  • В воскресенье читается та часть, которая соответствует периоду церковного года: в Адвент и Рождество — первая, в Великий пост — вторая, во все остальные воскресные дни года — третья.

Розарию посвящён октябрь, в котором тайны читаются последовательно:

Порядок чтения Молитвы Розария

  • Совершается крестное знамение, целуется крест на чётках и читается вступительная молитва Розария.
  • Берётся крест и читается Апостольский Символ веры.
  • Берётся первая бусинка и читается Отче наш.
  • На трёх следующих — три раза Радуйся, Мария. После этого — Слава. Эти молитвы составляют вступление Розария.
  • После этого объявляется название вида тайн и первой тайны. На большой бусинке читается Отче наш, на маленьких десяти — Радуйся, Мария. В конце каждой тайны произносится Слава и краткие молитвенные возгласы, например Фатимская молитва.
  • По окончании молитвы по Розарию читаются заключительные молитвы.
  • Порядок чтения Розария с ходом времени существенно не менялся, за одним исключением — в 2002 году папа Иоанн Павел II добавил (точнее, «рекомендовал» не в обязательном порядке) светлые тайны к трём исторически существовавшим: радостным, скорбным и славным.

    Однодекадные розарии

    Во времена преследования католиков в Англии и Ирландии с 1540 года по 1731 год за ношение католической атрибутики можно было получить серьёзное наказание. Вследствие этого появлялись компактные, скрытые формы розариев, такие как ирландский розарий и кольцо-розарий для скрытого ношения.

    Кольца-розарии также назывались солдатскими, потому что их часто брали с собой на битву солдаты. Данный тип представляет собой кольцо с десятью отметками и крестом, что означает одну декаду розария. Подобное кольцо носится, как правило, на указательном пальце правой руки и при использовании чаще всего помещается на вторую фалангу пальца для обеспечения свободного вращения кольца. Также встречаются кольца-розарии, составленные из двух частей — собственно кольца и подвижной шины с отметками и крестом. Кольца такой конструкции удобнее в применении и не требуют снятия с первой фаланги при использовании.

    Особое кольцо-розарий употреблялось также басками.

    Венчики

    Чётки розария также используются верующими для чтения так называемых венчиков — особых молитв, читающихся в определённой последовательности.

    В католичестве

    Православным (старческим) аналогом молитвы розария явилась т. н. старообрядческая лестовка (лествица). Одним из крупнейших почитателей практики лествицы был великий русский старец-затворник св. Серафим Саровский. Лестовка находится в большом употреблении у старообрядцев; в Русской православной церкви же чётки обязательны лишь для монахов, но также миряне могут совершать молитвенное правило по чёткам.

    В геральдике

    Розарий изображён на гербах испанских муниципалитета Вильянуэва-дель-Росарио и города Рота, чешского посёлка Мнишек (чеш. Mníšek) и т. д.

    Оставьте комментарий

    Ваш электронный адрес не будет опубликован.

    *

    ПОЛИТИКА КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТИ Мы используем информацию, сохраненную с помощью файлов cookie и аналогичных технологий, в том числе для рекламных и статистических целей и для адаптации нашего сайта к индивидуальным потребностям пользователей. Они также могут использоваться рекламодателями, сотрудничающими с нами, исследовательскими компаниями и поставщиками мультимедийных приложений. Принять Подробней