Сухов, Дмитрий Петрович

6

Сухов Дмитрий Петрович (1 сентября 1867, Москва — 24 декабря 1958, там же) — русский и советский реставратор и архитектор, исследователь русской архитектуры, профессор, член-корреспондент Всесоюзной Академии архитектуры при ЦИК СССР, главный архитектор-реставратор памятников Московского Кремля, художник, педагог, автор множества графических реконструкций известных памятников архитектуры, защитник историко-культурного наследия России.

Биография

Родился 1 сентября 1867 года в Москве в семье владельцев мастерской, родители происходили из бывших крепостных крестьян Московской губернии.

В 1891 году окончил Архитектурное отделение МУЖВЗ со званием классного художника архитектуры. В 1891 году работал помощником С. У. Соловьёва (Соловьёв был женат на сестре Сухова) на реконструкции здания Строгановского училища (ул. Рождественка, 11). С 1897 по 1900 — на строительстве Ходынских (Николаевских) казарм (улица Поликарпова, 19—21).

С 1892 года преподавал композицию и акварель в Строгановском училище.

Здание директора Товарищества суконной мануфактуры «Иокиш» около усадьбы Михалково (Москва, Михалковская улица)

В 1897—1907 годах работал архитектором Московского уездного земства. В 1900—1908 годах выстроил производственные корпуса и рабочие казармы на фабрике В. И. Иокиша (Михалковская улица, 46), В. И. Иокиша, директора “Товарищества суконной мануфактуры «Иокиш» (Михалковская улица, 42). Объект культурного наследия регионального значения В 1913 году — особняк на пл. Журавлёва, 12; ряд небольших жилых домов. С 1905 года — действительный член Московского археологического общества. В 1910 году участвовал в создании женских строительных курсов. С 1918 — член только что созданной Коллегии по делам музеев, охране памятников искусства и старины.

«В личности Сухова органически соединялись качества ученого и художника. Его акварели имеют самостоятельную художественную ценность. Он выставлял свои живописные работы как художник-пейзажист в Московском обществе художников в первые годы своей архитектурной деятельности. Две большие выставки акварелей — рисунки и реконструкции древних зданий, архитектурные композиции, эскизы театральных декораций — состоялись в Москве в 1958 и 1980 годах. Вместе с тем рисунок и живопись в работах Сухова подчинены предмету реставрации. Его архитектурные композиции — это рисунки-гипотезы, связанные с исследованием того или иного памятника. В них прослеживаются такие темы, как истоки русского искусства, зодчества Москвы, история постройки Собора Василия Блаженного, памятников Крыма, Киева, Новгорода, к которым он возвращается постоянно. Его рисунки объединяют разновременные произведения Сухова и выявляют главные направления его изысканий. Порой богатые идеями акварели Сухова реализуют высказанную им мысль о правомерности существования научной фантазии как одного из приемов реконструкции облика древних сооружений. Выполненные на основе ограниченных археологических и летописных данных, они играют роль модели исчезнувшего памятника, не дающей, по мнению Сухова, ни единственного, ни окончательного решения: на основании тех же фактов у других ученых могут возникнуть иные реконструкции, и именно это в конечном счете приблизит представление о памятнике к его истинному облику».

С 1923 по 1933 годы — Главный архитектор-реставратор памятников Московского Кремля. При его активном участии реставрировались башни Московского Кремля и Успенский собор, Крутицкий теремок, Сухарева башня (уничтожена), Церковь Вознесения в Коломенском, Церковь Косьмы и Дамиана в Старых Панех, опекал Сретенский монастырь и другие. В 1923—29 годах древний Храм Рождества Пресвятой Богородицы в Московском Кремле был изучен и реставрирован Д. П. Суховым и Н. Н. Померанцевым в его древней части. В 1949—52 годах была проведена капитальная реставрация.

В 1920-х годах исследовал и провёл реконструкцию церкви Гребневской Божией Матери (на Лубянке, уничтожена); с первых дней вместе с П. Д. Барановским, А. В. Щусевым занимался научной реставрацией Троице-Сергиевой Лавры, что позволило в 1940 году объявить весь комплекс памятников архитектурным заповедником.; возглавив комиссию, определил задачи и руководил работами по ремонту-реставрации Феодосийской мечети XII века после землетрясения 1927 года в Крыму

Могила Сухова на Новодевичьем кладбище Москвы.

В 1930-х годах принимал участие в спасении церквей Иоанна Богослова на Бронной и Покрова в Филях. Возглавил комиссию по изучению и сохранению древних зданий Болгарского Городища

Более сорока лет посвятил Д. П. Сухов восстановлению облика Храм Василия Блаженного. Он считал, что

«Покровский Собор — такое же высокое произведение русского гения, как „Слово о полку Игореве“ или как живопись Андрея Рублева».

(В многочисленных публикациях, начиная с 1980-х годов, тема судьбы собора в 1930-х годах связывается почему-то исключительно с личностью П.Д. Барановского ).

Во годы Великой Отечественной войны по его инициативе и под его непосредственным руководством были разработаны практические мероприятия по охране памятников архитектуры от воздушных налётов. Был членом Комиссии по охране памятников Комитета по делам искусств при СНК СССР. Осенью 1941 года Комиссия по охране памятников архитектуры Академии Архитектуры СССР, руководимая профессором Д. П. Суховым, произвела защитный обмер и изучение древнего Храма Трифона в Напрудном и приняла меры к консервации «раскрытого» памятника.. Выступал консультантом при разработке планов восстановления разрушенных городов.

«Сам памятник архитектуры должен составлять план реставрационных работ, он же должен вести и работы. Бойся всякого насилия над ним, не навязывай ему своих мыслей и желаний. Заставь говорить памятник, пусть он расскажет о своих нуждах. В процессе реставрационных работ продолжай слушать его голос. Не пророни ни слова, помни, что самые ценные сведения ты получишь именно во время реставрационных работ, когда сможешь проникнуть в глубь стен, разобрать поздние закладки, заглянуть в фундаменты. Если сам памятник будет главным твоим советчиком, то ты его не загубишь и не исказишь» (Дмитрий Сухов)

«Помни одно, между исследователем и памятником должен возникнуть контакт, тогда ты разгадаешь его тайны, между тобой и древним зодчим-строителем должен завязаться живой разговор. Научись ставить вопросы, а памятник будет отвечать. Учись слушать „голос“ храма. Вопросы должны быть четки, а ухо — чутко» (Дмитрий Сухов)

Один из авторов учебника по истории архитектуры, руководил иллюстративной частью. Выступал консультантом по декорациям постановок опер Глинки и Римского-Корсакова.

Умер 24 декабря 1958 года в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

В 1980 году в Музее архитектуры имени Щусева состоялась выставка рисунков Д. П. Сухова.

Оставьте комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.

*

ПОЛИТИКА КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТИ Мы используем информацию, сохраненную с помощью файлов cookie и аналогичных технологий, в том числе для рекламных и статистических целей и для адаптации нашего сайта к индивидуальным потребностям пользователей. Они также могут использоваться рекламодателями, сотрудничающими с нами, исследовательскими компаниями и поставщиками мультимедийных приложений. Принять Подробней